Как работает рулевое управление лодкой

Лодочники часто уделяют мало внимания системе рулевого управления лодки, пока она ведет лодку в нужном направлении. Проще говоря, рулевая система лодки определяет курс лодки при повороте рулевого колеса и, как и большинство других систем на лодке, нуждается в регулярной проверке, обслуживании и чистке в течение сезона катания на лодке.

Рулевое колесо лодки является частью руля, который подключается к механической, электрической или гидравлической системе для помощи в повороте лодки. Лодки с подвесными моторами управляются с помощью колеса, которое вращает весь приводной механизм; на внутренних лодках иногда используется модуль с прикрепленным пропеллером; в личных плавсредствах используются струйные приводы с крыльчаткой для подачи воды в сопло, которое оператор может повернуть на желаемый курс. На некоторых современных судах штурвал заменяется переключателем, который дистанционно управляет электрическим или гидравлическим приводом руля, с индикатором, который показывает рулевому угол поворота руля в режиме реального времени.

Независимо от системы рулевого управления, используемой на лодке, которую вы можете взять напрокат на один день или арендовать на длительный срок, неплохо бы узнать, какую систему использует лодка, понять, как она работает, расположение компонентов системы, и иметь возможность производить простой ремонт, если рулевое управление вводит вас в заблуждение во время движения.

Рулевые системы состоят из штурвала, руля, рулевого троса и кабельных соединений, соединяющих колесо с двигателем. Наиболее важным компонентом является руль, который преобразует вращательное движение колеса в двухтактное движение на тросе, в конечном итоге перемещая винт вправо, влево или в середину судна. Большинство рулей поворотного типа, для поворота руля используются шестерни, описанные ниже.

  • Редуктор: одна или две передачи, которые взаимодействуют с рулевым барабаном для перемещения рулевого троса. Эти рули требуют большого круглого узла за приборной панелью, поэтому они часто не помещаются в небольшие, переполненные приборные панели (группа циферблатов и датчиков, аналоговых или цифровых, которые расположены за рулевым колесом или рядом с ним. Они предоставляют оператору моментальное представление частоты вращения и производительности двигателя, расположения триммеров, расхода топлива и сопутствующей информации).
  • Планетарная передача: три или более передач, которые сцепляются с барабаном для перемещения троса. Такая конструкция занимает меньше места, поэтому она подходит для лодок с небольшими приборными панелями. У этого типа много точек износа и больший люфт колес, чем у рулей с редуктором.

Другой тип руля — реечный, который использует шестерню, установленную непосредственно на рулевом валу, и включает реечную передачу в трубчатом корпусе, что значительно повышает эффективность управления рулем. Основное различие между реечным и поворотным рулем заключается в том, как оборудование устанавливается за монтажной поверхностью.

Техническое обслуживание системы рулевого троса на лодке

Важно поддерживать трос рулевого управления в хорошем рабочем состоянии. Следование приведенным ниже советам гарантирует, что рулевые тросы будут работать плавно и не будут заедать или корродировать:

  • Регулярно проверяйте трос рулевого управления и соединения.
  • Периодически очищайте и смазывайте фитинги и опоры кабеля консистентной смазкой. Используйте морскую смазку на основе лития.
  • При длительном хранении лодки отсоедините кабель рулевого управления от двигателя и тщательно очистите и смажьте.

Трос рулевого управления надлежащей длины и без чрезмерных или крутых изгибов обеспечивает оператору легкое управление на всех скоростях, повышает эффективность системы и уменьшает избыточный люфт колеса и троса. Если рулевое управление становится жестким или непоследовательным, образует отверстия или если на поверхности кабеля появляется коррозия, лучшим решением будет немедленная замена.

Отсутствие обратной связи при управлении лодкой

Была разработана относительно новая технология для устранения обратной связи крутящего момента двигателя на руле. При использовании традиционных систем рулевого управления двигатель толкает лодку вправо, требуя от оператора компенсировать это, удерживая давление на колесо слева. Оборудование без обратной связи (NFB), прикрепленное к системе рулевого управления на руле, изолирует крутящий момент двигателя с помощью встроенного сцепления, которое удерживает лодку на курсе без постоянной коррекции. По сути, муфта NFB изолирует крутящий момент двигателя, значительно снижая усталость оператора и ошибки при прохождении курса.

Что такое усталость Руля

Значительный крутящий момент, создаваемый двигателями, создает нагрузку на рулевую систему, которая должна постоянно контролироваться оператором, даже когда судно движется прямо. Если оператор устает, теряет работоспособность или отпускает штурвал во время движения, резкое изменение направления создает очень опасную ситуацию. Описанные выше системы обратной связи не предназначены для снижения усталости рулевого и повышения безопасности плавания.

Вы когда-нибудь задумывались, почему рулевой пост находится справа (по правому борту) от лодки? Причина кроется в гидродинамике, распределении веса и крутящем моменте двигателя. Гребные винты на лодках с одновинтовыми двигателями вращаются по часовой стрелке (влево), что неизбежно толкает судно на правый (правый) борт. Чтобы нейтрализовать это движение вправо (называемое движением винта), разработчики лодки расположили рулевую станцию справа и примерно в середине судна, чтобы вес оператора и рулевого оборудования увеличивал вес правого борта, компенсируя движение вправо. до некоторой степени.

Традиция рулевого управления: маркировка рулевого колеса лодки

Во времена деревянных кораблей и парусов из парусины матросы, стоявшие у руля, вытравливали канавки в спице корабельного штурвала, перпендикулярной палубе (называемой королевской спицей), когда руль был прямым. Канавки служили очень практичной цели: ночью или при постоянном маневрировании рулевой мог быстро определить, что руль находится в середине судна, просто нащупав канавки на королевской спице.

На протяжении веков водного транспорта традиция маркировки рулевого колеса лодки для обозначения руля в середине судна продолжалась. Моряки разработали сложный декоративный узел, называемый Turks head, который завязывался вокруг королевской спицы и использовался так же, как и пазы для спиц, для обозначения руля в середине судна. Хотя турки по-прежнему встречаются на лодочных колесах и сегодня, чаще встречается стальная поворотная ручка, расположенная в том же месте, что и канавки для коронок или турки. В дополнение к указанию на то, что руль находится посередине судна, поворотная ручка обеспечивает значительное механическое преимущество при повороте рулевого колеса.

Несмотря на то, что на лодке его почти не видно, хорошо обслуживаемая рулевая система обеспечивает легкое и быстрое маневрирование, а также позволяет безопасно уйти от опасности и провести отличный день на воде.