Как родительские запреты портят взрослую жизнь ребёнка. Советы психолога.

Как родительские запреты портят взрослую жизнь ребёнка. Советы психолога.

Некоторые люди  выросли в благополучных семьях и какое-то время считали себя счастливыми. Но повзрослев, они окунулись в череду неприятных повторяющихся событий, когда ничего хорошего не выходит. Они не могут понять, почему так происходит. А психологи находят ответ в родительских запретах, которые внутри нас могут действовать всю жизнь…

 

Как же от родительских запретов может испортиться наша жизнь? Советы психолога.

Маленькому ребенку родители передают набор «посланий», на основе которых он делает выводы о самом себе, о других людях и о мире вокруг него. Как правило, такие установки выражаются в форме запретов, которые могут быть как конструктивными, так и деструктивными.

Конструктивные способствуют сохранению жизни и здоровья ребенка, помогают адаптироваться в обществе, формируют моральные принципы. Они необходимы потому, что:

помогают найти цель в жизни;

дают возможность организовать свое время;

помогают осваивать навыки и перенимать опыт.

Деструктивные запреты вступают в противоречия с желаниями и естественными потребностями ребенка, негативно влияют на его развитие, могут вызывать суицидальные мысли, формируют дезадаптивное поведение.

В одних семьях родители из-за опасений повторяют ребенку с раннего детства: «У тебя к этому нет способностей, ты не справишься!», в других — наказывают за плохое поведение невниманием и игнорированием.

Таким образом, формируется базовая жизненная позиция детей по отношению к себе (кто я? какой я?) и к окружающему миру (какие те, кто меня окружает?). Неудивительно, если ребенок, воспитанный в режиме жестких, деструктивных запретов, встанет на путь разрушителя собственной жизни.

В психологии определены несколько деструктивных родительских запретов.

«НЕ ЧУВСТВУЙ!»

Такая родительская установка запрещает ребенку выражать чувства, эмоции, желания. Например, ребенок говорит: «Суп невкусный». Мама отвечает: «Не придумывай, он вкусный». Ребенок жалуется: «Мне жарко», а мама говорит: «Нет, не жарко!» В результате получается, что человек к зрелому возрасту так и не умеет доверять своим чувствам.

Ребенку обязательно нужно позволять выражать эмоции, высказывать свое мнение. В противном случае у него возникнет гнев или другие сильные эмоции, которые все равно «прорвутся» и будут направлены вовнутрь, на самого себя. Проявится это как минимум в виде психосоматических заболеваний и психологических проблем.

— «НЕ БУДЬ ЗДОРОВ!»

Если ребенок здоров, но лишен родительского внимания, в котором он так нуждается, он быстро понимает, что получает заботу, только когда болен. И в связи с этим действительно начинает болеть чаще.

— «НЕ ЖИВИ!»

Когда мама говорит ребенку: «Глаза бы мои тебя не видели!», «Убила бы тебя!», «Как ты мне надоел!», он чувствует свою ненужность, потерянность. На подсознательном уровне ребенок для себя решает: «Маме будет лучше, если меня не будет».

Во взрослом возрасте у человека это предписание проявляется в виде опасных для жизни увлечений. Такие люди часто склонны к самоубийствам, к наркомании. А некоторые из них всеми силами пытаются оправдать свое существование и становятся полезными для других, забывая о собственной жизни.

— «НЕ БУДЬ СОБОЙ!»

Когда маленькому ребенку говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «С таким с тобой никто не будет дружить!» или просто сравнивают его с остальными детьми, он начинает считать, что он хуже других.

Потом такой человек может выбирать поведение, не свойственное своему полу, иметь склонность к модификациям своего тела. Часто у него возникает чувство, что он проживает не свою жизнь.

— «НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ!»

«Ты же взрослая девочка, а играешь в куклы!», «Ты же уже большой, помоги мне!», «Ты же старше, не плачь, а помоги младшему!». Этими посланиями родители заставляют ребенка взрослеть раньше, чем это возможно, брать на себя груз ответственности, в котором нет необходимости.

Во взрослом возрасте такие люди всегда в трудах, они не позволяют себе просто беззаботно отдохнуть. Эмоциональная среда у них, как правило, обеднена.

— «НЕ ВЗРОСЛЕЙ!»

Такими фразами («Да куда же ты без мамы?», «Только родители о тебе и позаботятся!») родители взращивают в ребенке инфантилизм. Этими посланиями они как будто «привязывают» его к себе.

В будущем такой человек будет склонен к зависимым отношениям, ему будет трудно принимать решения и нести ответственность. Кроме того, скорее всего у него возникнут трудности в построении карьеры, а также появится избегание собственной сексуальности.

— «НЕ ОШИБИСЬ!»

«Не бегай! Не прыгай!», «Давай я сделаю, а то ты поранишься!», «Лучше сиди дома, на улице опасно». Такие запреты часто не соразмерны потенциальной опасности и лишь обслуживают страхи мамы, а у ребенка появляется гиперосторожность в обычных жизненных ситуациях.

— «НЕ СБЛИЖАЙСЯ!»

Фразами «Не доверяй никому!», «Что это за нежности?», «Все мужчины предатели, не верь им!» ребенка лишают эмоциональной близости. Взрослея, он становится крайне подозрительным. Как правило, у него нелегко складываются отношения с противоположным полом.

Родители тревожатся за ребенка, и это нормально. Но когда они подходят к воспитанию гиперответственно, их тревога часто выходит за рамки разумного.

— Как избежать деструктивных запретов?

Это возможно, если в воспитании детей любовь, поддержка и похвала — в приоритете. Хороших слов много не бывает, не скупитесь на них!

Обнимайте своего ребенка, чтобы у него не возникало чувство «эмоционального голода», отверженности и потерянности. И, конечно же, в воспитании нельзя применять запрещающие фразы, а разумные запреты стоит выражать в доброжелательной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика