Покупка франшизы

Прежде всего, перед подписанием соглашения о франшизе следует составить тщательный план расследования. Знание масштабов отрасли особенно полезно для тех, кто только начинает, учитывая, что в период с 2003 по 2005 год, согласно исследованию образовательного фонда Международной ассоциации франчайзинга, во франчайзинге появилось около 900 новых концепций.

1: Тщательное расследование

Кандидаты-франчайзи имеют широкий спектр возможностей в более чем 80 категориях бизнеса, с объемом инвестиций от 10 000 до более чем 1 миллиона долларов и в бизнес-форматах всех форм и размеров. Концепции варьируются от тех, которые связаны со здравоохранением, художественным образованием, отелями, кадровыми службами, недвижимостью, подготовкой к налогообложению, путешествиями, техническим обслуживанием и строительством.

Потенциальные инвесторы должны подготовиться к подробному расследованию, которое включает, помимо прочего, беседы с экспертами по франчайзингу, консультации с семьей и друзьями, исследование компаний, проверку финансов и ознакомление с последними исследованиями о франчайзинге на веб-сайте ассоциации, www.franchise.org.

2: Основы франчайзинга

Предварительные этапы процесса расследования могут быть довольно сложными. Международная ассоциация франчайзинга (IFA), основанная почти 50 лет назад для продвижения франчайзинга по всему миру, предоставляет бесплатный онлайн-курс “Основы франчайзинга” в дополнение к другим ресурсам в помощь потенциальным инвесторам.

Также на веб-сайте ассоциации доступно, www.franchise.org, Руководство Федеральной торговой комиссии для потребителей по покупке франшизы. Чтобы помочь потенциальным инвесторам найти франшизу, которая наилучшим образом соответствует их интересам и возможностям, IFA предлагает свое Руководство по возможностям франчайзинга, которое позволяет читателям просматривать информацию о компаниях-членах IFA по уровню инвестиций, категории и названию в алфавитном порядке.

3, 4, 5: Деньги, Деньги, Деньги

Сборы и издержки при покупке франшизы варьируются от компании к компании в зависимости от региона, в котором расположена франшиза, необходимого оборудования, требуемого количества сотрудников и других постоянных затрат, первоначальных взносов и роялти. У всех франчайзи есть множество вариантов выбора подходящего кредита для удовлетворения своих потребностей — от кредитов коммерческих банков независимым финансовым специалистам до программ управления малым бизнесом США и прямого финансирования, которые предлагают многие системы франчайзинга.

6: Документ о раскрытии информации о франшизе

Франчайзинговые компании обязаны предоставить потенциальным франчайзи документ о раскрытии информации о франшизе за 14 календарных дней до любого подписания или оплаты. Документ включает использование стандартизированного формата для отображения самой разнообразной информации, начиная от опыта должностных лиц компании и заканчивая финансированием, судебными разбирательствами, сетью франшиз и условиями соглашения о франшизе. Цель документа — защитить потенциальных франчайзи от мошеннических предложений, гарантируя при этом, что они хорошо информированы о своих обязательствах.

7: Юристы и бухгалтеры, разбирающиеся во франчайзинге

Поскольку документ о раскрытии информации о франшизе часто бывает довольно длинным и иногда его трудно полностью понять, потенциальным франчайзи важно обратиться за помощью к юристам и бухгалтерам, имеющим опыт работы во франчайзинге. Форум поставщиков IFA состоит из фирм, предоставляющих товары и услуги, ориентированные на франчайзинговую индустрию, многие из которых являются юристами и бухгалтерами. Полный список можно найти на сайте www.franchise.org.

8: Нынешние и бывшие франчайзи

Одними из лучших ресурсов, доступных для оценки различных компаний, являются нынешние и бывшие франчайзи. Документ о раскрытии информации о франшизе должен содержать контактную информацию нынешних владельцев-операторов и некоторых лиц, которые больше не связаны с компанией. Общение с такими людьми может информировать потенциальных инвесторов о повседневной деятельности и о том, что франчайзи думают о своих отношениях с франчайзером.

9: Руководители компаний

Системы франчайзинга хотят, чтобы их франчайзи преуспели. Франчайзер (компания) не может быть успешным без успешных франчайзи, а франчайзи не могут быть успешными без успешного франчайзера. Потенциальным франчайзи важно познакомиться с теми, кто является частью их основной системы поддержки. Что также может быть полезно, так это определить уровень подготовки и опыта специалистов компании, ответственных за управление системой.

10: Самопроверка при покупке франшизы

Тщательный самоанализ так же необходим, как и изучение самих франчайзинговых компаний. Франчайзинг не является безрисковым. Нет никаких гарантий успеха, и не каждый человек с предпринимательскими интересами лучше всего подходит для этого формата бизнеса. Здесь не так много места для личного творчества, поскольку франчайзи покупаются на чужую идею и бизнес-модель. Те, кто не решается придерживаться структуры и ограничений франчайзинга, могут захотеть заняться другими видами бизнеса.