Почему предприниматели продают бизнес?
Причин может быть много: налоговая нагрузка, кризис, проблемы с бизнес-партнером, желание отдохнуть от постоянной ответственности и тому подобное. Не зависимо от причин, по которым вы решили продать cbuc.es свое детище, вам придется пройти четыре этапа.
Этап 1. От идеи до реализации
Как для любой матери ее ребенок самый умный и красивый, так и для каждого предпринимателя его бизнес самый лучший. Однако, если вы решили продать свой бизнес, вам необходимо будет подкрепить свои убеждения фактами, чтобы потенциальные покупатели тоже решили, что покупка вашего бизнеса — это лучший вариант на рынке. Для этого нужно будет оценить ваши активы, обязательства, трудовые ресурсы и бизнес-процессы.
Для того, чтобы ваш бизнес был более привлекательным в глазах потенциальных покупателей, его необходимо довести до ума и разобраться с текущими проблемами. В этом вам поможет аудит бизнеса.
Что даст аудит бизнеса?
- Поможет найти и устранить юридические риски.
- Выявит ваши сильные стороны и преимущества перед конкурентами.
- Оценит стоимость вашего бизнеса.
- Определит юридические составляющие вашего бизнеса.
В среднем, срок проведения такого аудита составляет от одного до трех месяцев. Для его проведения необходимо нанимать стороннюю компанию, которая на этом специализируется. Они уже имеют опыт в подобных продажах, а также обладают необходимыми знаниями в финансах и в корпоративном праве.
Этап 2. Определяемся с ценой и структурой сделки
Прежде чем определиться с ценой, необходимо определить структуру вашей компании и решить, как именно вы будете ее продавать. В зависимости от того, из чего состоит ваша компания, вам нужно будет построить юридическую структуру сделки. Например, ваш бизнес состоит из пяти ФЛП или у вас есть два три ООО и ФЛП, или у вас большой холдинг с иностранными инвестициями. Вам необходимо будет решить что именно, когда и по какой цене вы будете продавать.
На этом этапе вам также понадобиться опытный специалист в отрасли права, который поможет реализовать подобную сделку. Он разработает структуру и поможет продать ваш бизнес, соблюдая законодательство Украины, а также поможет избежать лишних расходов.
Как посчитать стоимость бизнеса
После того, как вы определились со структурой сделки, нужно решить сколько может стоить ваш бизнес. Здесь нужно грамотно подойти к вопросу, поскольку слишком высокая цена может отпугнуть покупателей. Для определения стоимости вашего бизнеса существует три метода оценки бизнеса.
Способ 1 — затратный. Суть данного метода заключается в следующем: вы просчитываете, сколько может стоить создание аналогичного бизнеса с нуля. Так вы сможете оценить материальные активы своего бизнеса, однако оценить перспективы и доход можно лишь приблизительно.
Способ 2 — доходный. Будущего покупателя интересует вопрос, когда он сможет «отбить» свои вложения. С помощью данного метода можно оценить размер будущей прибыли на основании прошлых денежных потоков и настоящих. Однако дать точный прогноз с помощью этого метода не получится.
Способ 3 — сравнительный. Здесь оценивают стоимость бизнеса с помощью коэффициентов на основании данных о продажах аналогичного бизнеса. С помощью этого метода, можно объективно оценить, насколько справедлива ваша цена. Точность данного метода, как и предыдущих, не является стопроцентной, поскольку зависит от выборки, на основании которой проводится анализ.
При определении стоимости бизнеса, обычно используют комбинацию вышеприведенных методов, поскольку ни один из них отдельно не оценивает бизнес всесторонне. Также не стоит забывать, что большое влияние на цену имеет спрос.
Этап 3. Поиск покупателя
После того, как вы определились со стоимостью вашего бизнеса и решили, как именно вы его будете продавать, нужно определиться с причинами продажи. Каждый потенциальный покупатель спросит у вас, почему вы решили продать свое детище. В зависимости от вашего ответа, потенциальный покупатель заинтересуется вашим предложением или сбежит как можно дальше.
Причины продажи бизнеса
Положительные причины
(они понятны покупателю и их легко подтвердить):
- переезд в другой город, страну);
- выход на пенсию или по состоянию здоровья;
- бизнес создавали для продажи;
- нехватка времени на ведение бизнеса.
Нейтральные причины
(они не вызывают подозрений у покупателя и не влияют на цену продажи):
- не хватает финансов для дальнейшего развития бизнеса;
- нужны инвестиции для развития основного бизнеса;
- потеря интереса к данному виду деятельности;
- изменение рыночных условий и высокая конкуренция.
Настораживающие причины
(причины за которые покупатели настороженно относятся к цены и могут требовать ее обоснование и подтверждение):
- грозит банкротство;
- разногласия между собственниками бизнеса;
- срочная потребность в деньгах;
- кризис.
Где искать покупателя на покупку бизнеса?
Продажа бизнеса не отличается от продажи любого другого товара. Покупателей можно найти на профильных онлайн площадках, с помощью «сарафанного радио» или обратившись к специалистам, которые занимаются подобными сделками. Довольно часто компании которые занимаются оценкой бизнеса, помогают с поиском покупателей.